В жизни каждого писателя наступают моменты, когда голову наполняют мысли вроде «Зачем я всё это делаю? Разве мои книги достойны тех похвал, которые я слышу? Неужели мои читатели настолько слепы, что мою писанину принимают за шедевр?». С подобной депрессией сталкивается и главный герой игры (а также романа и телесериала по совместительству) Алан Вейк. Алан – автор детективов и мистических триллеров родом из Нью-Йорка. Он прослыл талантливым человеком с отменным чувством юмора и неподдельной смелостью не только в высказываниях, но и в поступках. Но в определённый момент Алан замечает, что «исписался», что все его начинания не тянут даже на второсортные заметки в колонку о рыбалке. Поэтому его любящая жена Элис решает устроить мужу насыщенный отпуск вдали от шумного мегаполиса. Они всё хорошенько обдумывают и отправляются в городок Брайт Фоллс, вымышленное местоположение которого на карте Америки так досконально и не известно. Пара без проблем добирается до условленного места – деревянного домика на отшибе около красивейшего озера Колдрон. Вы уже почувствовали подвох, не правда ли? Ну не может такой дружелюбный городок, в котором за год случается аж одно громкое событие – День Оленя – не заключать в себе какие-то таинственные сюрпризы. Обосновавшись в хижине, Алан отправляется во двор, чтобы завести генератор для выработки электроэнергии. Пока он разбирался с топливным баком и пытался привести механизм в действие, Элис похищают. Услышав мольбы о помощи, Алан бросается обратно в дом, но не находит там жену. Следы ведут к обрыву, и писатель решает, что его любовь упала в холодные воды Колдрона. Он прыгает вниз, но только его тело успевает погрузиться в воду – он приходит в себя в своей машине с разбитой головой недалеко от места похищения. Только вот и островок на озере и хижина пропали, будто их и не существовало никогда.
Тернистый путь
Вот такая вот мистическая и таинственная предыстория у игры от знаменитой финской компании Remedy Interactive, которые когда-то подарили миру шедевральную дилогию о депрессивном детективе Максе Пейне. После успеха своего нуар-детектива финны в 2005-ом году анонсировали новый проект — психологический экшен-триллер (так гласит надпись на коробке игры) Alan Wake. Изначально проект создавался для Xbox-360 и РС, но позже Remedy заморозили работу над версией для персональных компьютеров, ссылаясь на недостаток сотрудников для ведения полноценной параллельной разработки для ещё одной платформы. Так и вышло: в 2010-ом году Alan Wake порадовала владельцев консоли Microsoft, а последняя — выступила издателем проекта. Но то ли повинуясь политике компании Билла Гейтса, то ли следуя традиции Remedy выпускать все свои игры на РС — Alan Wake всё-таки была портирована на персоналки и вышла в феврале 2012-го в рознице и в цифровом варианте в сервисе Steam с двумя сюжетными дополнениями в качестве бонуса. И всё было бы прекрасно, только вот пока игра дошла до конечных потребителей (а прошло с момента анонса целых семь лет), она подрастеряла свой утончённый лоск и инновационность, став всего лишь качественным продуктом класса ААА, но никак не разрывом шаблонов в индустрии.
Остаться в живых
Хотелось бы уделить сюжету побольше внимания, но он в Alan Wake занимает передовую позицию и любой малейший спойлер серьёзно подпортит вам удовольствие от прохождения. Но можно попробовать нарисовать только общую идею. Как уже было сказано, жена Вейка таинственным образом исчезает. Алан отправляется на её поиски и с ужасом обнаруживает, что городом завладела некая Тёмная Сущность, обращающая местных жителей в Одержимых и наделяющая неодушевлённые предметы таинственными силами. Со своим агентом Барри Уилером и начальником полиции Брайт Фолз Сарой Брейкер, которая поначалу закрыла Алана в камере, посчитав его рассказ о похищении супруги бредом сумасшедшего, отправляются на поиски Элис и параллельно пытаются узнать, что стало причиной появления Тёмной Сущности. Всё становится ещё бредовее и мистичнее, когда Алан начинает по ходу поисков натыкаться на оставленные на его пути страницы из своей книги «Уход», которая в точности описывает происходящие вокруг события и предупреждает Вейка о будущем развитии драмы. Только вот что самое странное – Алан эту книгу никогда не писал и его подписи на странице, по началу, доводят его до исступления. На этом рассказ о сюжете мы заканчиваем окончательно, ведь продолжить описывать события игры – равносильно преступлению против вас: игроков и фанатов Remedy. В игре присутствует великое множество отсылок к телесериалу Девида Линча «Твин Пикс», произведениям Стивена Кинга и Пола Остера, таким культовым картинам как «Сияние» Стэнли Кубрика и «Птицы» Альфреда Хичкока, сериалу «LOST» и, конечно же, игре Max Payne (их в игре наберётся на три таких статьи, не меньше). Выискивать связь игры с вдохновившими писателей на её создание фильмами и книгами, а также вспоминать источники тонны цитат, которые звучат из уста персонажей Alan Wake – задание чуть ли не ещё более интересное, чем само прохождение. От этого проект становится очень глубоким и интеллектуальным, что не может не идти ему на пользу. Нельзя не отметить тот факт, что сюжет в Alan Wake подаётся эпизодично, делая его похожим на телесериал. Всё повествование поделено на эпизоды, у которых есть логическое начало и эпичный конец в виде классического клиффхэнгера с хорошо подобранной музыкой и ракурсами. Присутствуют и титры и заставка и краткое описание предыдущего эпизода. То есть прохождение игры можно удобно разделить на шесть вечеров, не опасаясь при этом утерять сюжетную нить.
Беги, Алан!
Геймплей Alan Wake, к сожалению, таких же похвал как сюжет – не заслуживает. Локации у Remedy Interactive получились хоть и атмосферными, но очень серыми и скучными, а главы – растянуты бесполезным брожением по бесконечному лесу. Почти все события игры проходят после захода солнца, что только на руку приходится хоррору и атмосфере. Нашими противниками в игре в основном выступают Одержимые – обычные жители Брайт Фоллс, чей разум поглотила Тёмная Сущность. Единственная задача их зомбированного мозга – уничтожать всё живое вокруг и переманивать на тёмную сторону остальных горожан. Арсенал Одержимых состоит из подручных предметов вроде молотов, серпов и тому подобного, что создаёт впечатление, будто они только час назад подстригали живую изгородь или поливали газоны у себя на участках, а теперь являют собой безжалостных монстров. Они появляются внезапно, группами, двигаются быстро и убивают в мгновенье ока. Для свинца они неуязвимы, пока действует щит из Тьмы, поэтому прежде чем убить их, приходится пускать в ход главный атрибут и символ проекта – карманный фонарь. Луч фонаря замедляет противников, разрушает оковы Тёмной Сущности, после чего Одержимого можно убить из револьвера, дробовика или помпового ружья. Любой источник света в игре – залог безопасности и единственный оплот жизни. Фонарик в руках Алана подпитывается литиевыми батарейками Energizer, которые нужно подбирать по ходу движения, как и патроны. Разработчики разбросали их в достаточном количестве чтобы выжить, но не для того, чтобы чувствовать себя бессмертным супергероем. Если пропустите ящик с предметами первой необходимости (там обычно лежат патроны, пачка батареек и сигнальные ракеты), то в ближайшие полчаса вам придётся несладко. Помимо огнестрельного оружия в игре для борьбы с Одержимыми можно использовать фальшфейеры (которые тут обозвали сигнальными ракетами), ракетницу и световые гранаты. Последние два обычно выдают не так часто, так как они сражают обычных Одержимых наповал. Порой в Alan Wake придётся сражаться с такими себе мини-боссами в духе Resident Evil вроде обладающего сумасшедшим запасом жизни и «брони» здоровяка с бензопилой. Ещё Тёмная Сущность пользуется услугами ворон, собирая их в стаи и отправляя охотится за Аланом, но самым безумным решением со стороны Remedy Interactive была идея с «оживлением» сельскохозяйственной техники вроде тракторов и комбайнов которые вдруг начинают преследовать вас как угорелые, пока вы не сбежите с локации или не уничтожите их мощным прожектором. Кстати почти ото всех врагов в игре можно банально сбежать, но если чекпойнт в виде фонарного столба далеко, то это не всегда реально: Одержимые носятся за вами как… одержимые (занятный каламбур, правда?) и Алан всегда в забеге на коротких дистанциях им проигрывает. Видимо, сидячий образ жизни даёт о себе знать.
Технические нюансы
Если на не очень-то выразительные бои можно закрыть глаза, то что уж точно портит игре репутацию – так это графика. Хотя не сложно догадаться, почему картинка в Alan Wake выглядит так невыразительно и убого: всё таки изначально проект делали для Xbox 360, да и разработка началась очень давно, а решение смены движка задержало бы релиз ещё на пару лет. Поэтому в этом плане к Remedy Interactive можно отнестись со снисхождением и пониманием. Также не вызывает радости немного резковатое и неудобное управление (также результат порта с консоли) и физическая модель поведения автомобилей на дороге. Никакого сцепления с поверхностью дорог нет и в помине, на нажатие клавиш авто реагирует слишком уж резво, ну и ведут себя (и звучат тоже) на деле одинаково и легковые машины и внедорожники. Но и тут придираться особо не приходится, так как мы садимся за руль машины всего два-три раза за игру ну и Alan Wake же в первую очередь шутер от третьего лица, а не какая-то open-world sandbox вроде Grand Theft Auto. Зато звуковое сопровождение и озвучка персонажей оставляет после себя только позитивные эмоции. Музыку для игры писали такие небезызвестные личности как Петри Аланко, Дэвид Боуи, Рой Орбисон, Ник Кейв и группа Poets of the Fall. Последние хорошо себя зарекомендовали ещё во время написания музыки для Max Payne 2: The Fall of Max Payne. Музыканты этой группы также исполнили композиции рок-дуэта Old Gods of Asgard, с членами которого повстречается Алан Вейк по ходу сюжета. Самого же Алана, к слову, срисовали с помощью технологии Motion Capture с финского актёра и писателя Илька Вилли (хотя озвучил его совсем другой человек — Мэтью Порретт). В одном из флешфорвардов (когда разработчики демонстрируют нам события, происходившие задолго до визита супругов-Вейков в Брайт Фоллс, происходившие в Нью-Йоркской квартире писателя) можно увидеть по телевизору момент из ток-шоу, в котором снимаются настоящие Илька Вилли и Сэм Лейк — сценарист Alan Wake, Max Payne, Max Payne 2: The Fall of Max Payne. Ну и можно сказать пару слов о русской локализации, которая умудрилась не испортить впечатлений от игры. Переведены были только субтитры, поэтому игра актёров сохранилась в первозданном виде.
В заключение хочется сказать очень многое. Alan Wake определённо тянет на звание «шедевра» в плане подачи сюжета, постановки роликов, озвучки и атмосферы. Но вся техническая часть и скучный геймплей, который не предлагает ничего особенного кроме пробежек из точки «А» в точку «Б» и бесконечного отстрела Одержимых по одной и той же схеме «подсветил-подстрелил» — определённо тянут игру назад во времени. С другой стороны, шесть эпизодов примерно по два часа продолжительностью дают нам около двенадцати часов игрового процесса из которых только две четверти приходятся на рутинное исследование дремучих лесов, поэтому наскучить игра не успевает. Если откинуть консольное прошлое и устаревший движок игры – то можно смело рекомендовать Alan Wake абсолютно всем игрокам, кому не чужд жанр «экшн». При том, даже казуальная аудитория может получить от игры удовольствие, так как система прицеливания очень упрощена и единственное, чем нужно обладать геймеру, запускающему Alan Wake – это выдержка и крепкие нервы.
Наша оценка 7 из 10 баллов.