Америка горит в Гражданской войне, Север наступает на пятки Югу, Геттисберг уже совсем скоро, но участники конфликта еще об этом не знают. Братья МакКоллы сражаются на стороне Конфедерации. Под командованием полковника Барнсби они, по мере сил, дают отпор Союзу, но решают дезертировать, когда узнают, что их родная ферма в Джорджии разграблена.
В желании вернуть потерянное и восстановить родное гнездо братья становятся на путь убийств и грабежей. Их выгоняют из городов, объявляют в розыск, а в форте Смит Томас убивают федерального маршала (что-то вроде шефа полиции), и им приходится бежать в Мексику. А где у нас закопаны сокровища? По счастливой случайности именно там…
В оригинальной Call of Juarez преподобный Рэй вскользь говорил, что привели его к церкви ужасные деяния. Он раскаялся, встал на путь праведный… возомнил себя оружием в руках Господа и пошел убивать Билли. Больше о прошлом «святоши» ничего не рассказывали. Его брат Том умирает в начале, а мертвые не делятся информацией.
Разработчики решили показать нам, что же было такого ужасного в жизни братьев МакКолл. С точки зрения боевика – жизнь их действительно интересна, а вот со стороны сюжета… Не разумнее было бы продолжить историю, а не придумывать предисловие к известному финалу?
Гены
Не секрет, что оригинальную игру много ругали за скучную часть геймплея, которая занимала половину всего времени. Билли Кендл и его методы большинству пришлись не по душе. Бежать и прятаться – это интересно, когда уровень адреналина повышается, когда сопереживаешь герою. Погружения в долгих стелс-миссиях загнанного паренька не получилось, поэтому вторая половина игры – за Рэя МакКолла – была бальзамом для души. Устрашающего вида священник лихо сбивал шляпы с голов бандитов (вместе с головами), зачитывая попутно цитаты из библии. Играть за Рэя было весело, интересно и зрелищно.
Разработчики учли ошибки и решили вообще избавить нас от пряток. Братья Рэй и Томас без ограничений отстреливают противников. Том предпочитает палить издалека, а Рэй специализируется на ближнем бое. «Пыщ-пыщ!», стрельба, взрывы, трупы фонтанируют кровищей, грабежи – вроде, коли скучных уровней нет, должно быть увлекательно и захватывающе, но… не завезли в Bound in Blood убогих стелс-миссий с Билли Кендлом, чтобы на их фоне часть с активными действиями выглядела такой классной.
Рэй и Том хоть и различаются в подходе к делу (об этом мы говорили еще в превью: Том – ловкий и умеет карабкаться, а Рэй – прочный и предпочитает никуда не лазить, прет напролом), но для геймплея это больше косметическое изменение, чем серьезное разнообразие. Например, в одной из миссий есть побочное задание – убить бандита, получить за это 100 баксов. Злодей прячется на ферме, окруженной частоколом. Его банда обитает здесь же. Выбираем Тома – лезем по дереву на крышу. Выбираем Рэя – взрываем ворота к чертовой матери. Дальше действия одинаковые – стреляем, стреляем, стреляем. В Watchmen: The End is Nigh дела обстоят так же, но там хоть приемы у персонажей различаются.
На разделение игрового процесса было столько надежд, но, по сути, никакого влияния от этого нет. Кого ни выбери, все равно проделываешь один и тот же путь, совершаешь одни и те же действия.
Разбавленный виски
К счастью, в Techland не стали обманываться увлекательностью только лишь стрельбы, поэтому добавили в игру простенькую экономическую систему (о ней ниже) и другие разнообразящие процесс события. Так, на манер Soldier of Fortune (помните такую?), нам придется пострелять по преследователям из окна несущейся кареты, а двустворчатая закрытая дверь обычно сигнализирует о другом событии – братья встают по краям, ВНЕЗАПНО вышибают преграду и устраивают несчастным обитателям помещения феерический кирдык.
Между сюжетными миссиями встречаются побочные задания, где ничего сложнее «нет человека – нет проблемы» не бывает. Индейцы, бандиты, старый фермер – стреляй! А потом разберемся. Все равно дружественные персонажи неуязвимы, а деньги за эти задания выдаются рукой Господа – просто падают с неба.
В разбавленном случаями и происшествиями игровом процессе есть что-то неуловимо неправильное, так как все эти ухищрения не слишком-то и помогают. Поездка на карете утомительна – даже на сложности Easy с первого раза ее трудно пройти, а уж на Very Hard приходится сидеть на корточках постоянно.
Выламывания дверей встречаются иногда по 3-5 раз за миссию, прием быстро становится неоригинальным и сливается с рутинным отстрелом предсказуемых NPC. Его Величество скрипт аккуратно расставляет их по удобным для эффектной мясорубки местам, что опытному в таких делах игроку не оставляет интереса.
Свободные покатушки на лошади тоже как-то не занимают. Интересно пройти пару побочных заданий, посмотреть на прекраснейшие виды (графический движок впечатляет). Подумать, что Gun вышла рано, ей бы пошла такая одежка. Заметить, что прерия нарисована с душой, освещение сбалансировано и выверено до последнего лучика, и кажется, будто все действительно живое (а не как в Gun). Однако кроме скучных побочных заданий нас больше ничего не ждет, поэтому так и хочется повернуть лошадь мордой в сторону сюжета и дать ей хорошего пинка, чтобы неслась быстрее.
$$$
Еще одна развлекушка для игрока – экономическая система. Убиваем врагов, собираем доллары, а потом покупаем на них оружие и патроны. Всевозможных огнестрелов тут полно: это дамские двухзарядные пукалки, ужасные по мощи Vulcano-Gun, различные винтовки и дробовики.
Все это хозяйство различается по урону, скорости стрельбы и перезарядки. На эти параметры влияет состояние оружия. Ржавый пистолет всяко хуже (по всем статьям), чем новый. Вот в магазине и продаются исключительно качественные образцы за приемлемую цену. Чем дальше в дебри сюжета мы уходим, тем круче попадаются пушки.
«Найди новое оружие» – весьма интересный прием в том плане, что работает в качестве достижения. Копим деньги, получаем пушку. А потом опять копим на пушку… получше. Обеспечивает часть увлекательности, но купив ствол единожды, его можно уже и не выкидывать. Он не портится.
Да и вообще, покупать что-то не обязательно. Выпадающие из рук супостатов орудия убийства частенько бывают в хорошем состоянии, а различия между «не ржавый» и «идеальный» – не особенно заметны. Большая часть револьверов убивает врага с пары выстрелов. Из рассыпающейся пушки придется сделать три. Патронов всегда в избытке, разница мала…
Экономическая система получилась таким же непонятным довеском – вроде она есть, вроде дает какой-то интерес, но быстро надоедает, как и все остальные потуги разнообразить бесконечную стрельбу.
Одна судьба
Чтобы приквел был успешным, оригинал должен захватывать неимоверно. Так, чтобы предшествующие события казались интересными и загадочными. Вот «Чистое Небо» по духу – состоялось. Загадка, тайна, любопытство повели игроков в болота, рыжий лес и дальше, в Лиманск. Пускай путешествие это было корявым, забагованным и бездарным в плане сюжета, но, по сути, шли-то мы за «Тенями Чернобыля».
У Call of Juarez вести игрока по судьбам персонажей не получается. Не вышло никакой интриги, не полюбились нам братья МакКоллы настолько, чтобы сопереживать им все время. В сюжетном плане Bound in Blood провалился: оригинал – просто хорошая игра, а не культ (как тот же STALKER).
Без интересной и увлекательной истории путешествие по уровням превращается в скучный и затянутый тир. Его прерывают утомительные заставки и мертвые побочные задания. Хочется, чтобы это поскорее кончилось… кому-то хватает терпения дойти до конца, а кто-то единожды применит комбинацию Alt+F4 и забудет про братьев МакКолл навсегда.
Плюсы: красиво, атмосферно, про ковбоев, женщин и сокровища – романтика.
Минусы: скучно и затянуто, 15 миссий – настоящая пытка.